Четверг, 18.04.2024, 07:28
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" |RSS
 ТЕХНОЛОГИЯ     В ШКОЛЕ                                                                                                                                                                                  Сайт учителя технологии Филатовой Людмилы Петровны 
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование новых образовательных технологий в учебном процессе (продолжение)

Анализ и оценка результатов исследовательской работы

Существуют критерии, по которым определены показатели универсальных учебных действий.

Критерии

Показатели

Монологическая и диалогическая речь, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

1. Умеет задавать вопросы

2. Умеет слушать, не перебивая

3. Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека

4. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Умение договариваться, готовность конструктивно разрешать конфликты

1. Умеет спорить без агрессии

2. Умеет закончить спор взаимным согласием

3. Умеет критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту

Умение сотрудничать

1. Уровень результативности выполнения совместных задач

2. Умеет брать на себя инициативу в организации совместного действия

3. Умеет выполнять порученную групповую роль и обязанности

4. Умеет оказывать помощь и поддержку

5. Умеет оценивать совместные действия и свой вклад в них.

 

Как оценить и провести диагностику сформированности коммуникативных умений? Это трудно, а порой и нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы.

Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром» (ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника, стремление учитывать и координировать различные мнения и
т.д.), можно оценить в ходе внутренней оценки в виде листов наблюдения учителя и учащихся.

Один из возможных вариантов программы наблюдения за участием учащегося в групповой работе. Для наблюдения учитель выбирает одну группу на определённый период времени, достаточный для оценки действий каждого участника группы. Например, в продолжение недели педагог наблюдает за одной группой. В течение учебного дня он фиксирует активность одного из участников группы. Во второй день ведёт наблюдение за вторым участником и т.д. Свои наблюдения учитель фиксирует
в таблице 2.

Таблица 2

№\п

Ф.И.

ученика

Ответы учащегося в ходе дискуссии

Вопросы учащегося в ходе дискуссии

Логичность высказывания ученика

Поведение ученика в ходе обсуждения проблемы

Особые замечания

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее учитель оценивает уровень сформированности групповой коммуникации учеников этой группы, ориентируясь на основной и дополнительные диагностические признаки (таблица 3).

Таблица 3

Уровень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

0

Отсутствие опыта (знаний) о взаимодействии в групповой работе

Абсолютно безучастен к обсуждению проблемы, пассивен.

Безразличное или отрицательное отношение к групповой работе. Соглашается с любым мнением.

1

Пассивное участие в групповой работе. Вступает в обсуждение задания только при достаточной помощи учителя

Малоактивен. Положительно реагирует на материал, хорошо ему знакомый.

Не пытается доказывать что-то, соглашается с тем что предлагают другие

2

Некомпетентное участие. Может принимать участие в групповой работе подражая действиям авторитетных для него сверстников.

Активно вступает в обсуждения, но не умеет слушать других.

Доказывая свою правоту, не соблюдая правила вежливости, пытается навязать свое мнение остальным.

3

Недостаточно компетентен. Учащийся проявляет интерес к групповой работе, умеет взаимодействовать в группе. Справедливо распределяет роли участников группы.

Активен, умеет слушать других, но с чужим мнением может не считаться.

Включается в процесс работы , активно задает вопросы, но при давлении со стороны других участников группы может обидеться и отказаться от работы.

4

Учащийся компетентно участвует в групповой работе

Корректен с участниками, выслушивает всех, считается с чужим мнением.

Охотно включается в работу, принимает предложения и комментирует. Старается привлечь к решению задачи всех детей в группе.

Аналогично учитель проводит работу со второй группой и т.д. Следует обратить внимание на то, что учитель диагностирует уровень сформированности групповой коммуникации у школьников только при условии, что групповая работа является неотъемлемой частью урока. Таким образом, постепенно складывается картина по классу в целом, которая позволяет педагогу планировать дальнейшую деятельность по обучению детей работе в группе и оценивать сформированность коммуникативной группы метапредметных результатов образования. По классу в целом лист наблюдений может быть оформлен так же, как в таблице 4
 

Таблица 4

№п\п

Ф.И. ученика

Уровень

Количество ответов учащихся в ходе дискуссии

Количество вопросов учащихся в ходе дискуссии

Логичность высказываний ученика

Умение довести свою позицию до других

Уметь понять другие позиции

Умение договариваться с другими участниками группы

Позиция ученика

Особые замечания поведению ученика

Слушатель

Пассивный наблюдатель

Активный участник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На начальном этапе исследования на базе муниципального общеобразовательного автономного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 г. Свободного проведено оценивание сформированности коммуникативных УУД среди учащихся 7 а и 7 б классов.

Результаты уровня сформированности групповой коммуникации учеников 7 а и 7 б

Уровень/ класс

0

1

2

3

4

 

Отсутствие опыта (знаний) о взаимодействии в групповой работе

Пассивное участие в групповой работе. Вступает в обсуждение задания только при достаточной помощи учителя

Некомпетентное участие. Может принимать участие в групповой работе подражая действиям авторитетных для него сверстников.

Недостаточно компетентен. Учащийся проявляет интерес к групповой работе, умеет взаимодействовать в группе. Справедливо распределяет роли участников группы

Учащийся компетентно участвует в групповой работе

7 а

3

5

7

4

2

2

4

7

4

1

 


Проведя анализ полученных результатов исследования, можно сделать вывод, что самый высокий уровень компетентности сформированности коммуникативных УУД присутствует только у двух учеников 7 а класса и одного 7 б, а это составляет всего 7 % от общего количества учащихся двух классов, недостаточно компетентны в двух классах 8 человек, что составляет 16%. Остальные ребята имеют более низкий уровень сформированности коммуникативных УУД в групповой работе на уроках.

 

Рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий

1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.

После выполнения группового задания и демонстрации его результатов представитель группы проводит оценку деятельности по шагам:

1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Группе самостоятельно удалось получить результат или с помощью других?
5. Кто организовывал работу группы?
6. Кто предложил основную идею, решение задачи?
7. Были ли спорные мнения?
8. Кому удалось отстоять свою точку зрения?
9. Это было сделано корректно?
10. Кто не проявил себя в групповой работе? С чем это связано?

 

Вывод

Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Работа в направлении формирования коммуникативных универсальных учебных действий с использованием технологии сотрудничества, групповой формы организации деятельности на уроках способствует тому, что у школьников возрастает степень владения коммуникативными умениями. Становятся более активными робкие, неуверенные в себе учащиеся, начинают терпеливо слушать одноклассников активные и словоохотливые ученики, школьники овладевают умениями сотрудничать, выстраивать общий план действий, принимать совместное решение и выражать мнение группы. Кроме того, следует отметить, что возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей. Помимо этого, развивающий потенциал коммуникативных действий не ограничивается сферой своего непосредственного приложения – общением и сотрудничеством, он напрямую затрагивает познавательные процессы и личностную сферу школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрен вопрос, касающийся овладению учащимися коммуникативными УУД имеющих особую значимость в образовательном процессе.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни

В связи с этим данная работа выступает многофункциональным дидактическим средством формирования личности в целом.

Новизна представленной работы заключается в оптимизации процесса преподавания географии посредством системы заданий, развивающих коммуникативные УУД учащихся. На основе анализа педагогической литературы были выделены следующие наиболее важные положения:

-среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации; они обеспечивают социальную компетентность ученика; позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими; формирование коммуникативных УУД зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов .

Реализация на практике выстроенных систем заданий по формированию коммуникативных УУД даст положительный результат, подтверждающий их эффективность.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены. А в частности: было осуществлено изучение проблемы, каковы концептуальные основы формирования коммуникативных УУД; изучена методическая и педагогическая литература по вопросам сущности процесса формирования коммуникативных УУД учащихся на основе чего разработан комплекс методических приемов, заданий и упражнений, которые необходимы для практической деятельности в этом направлении учителям . Предлагаемая работа поможет выстроить продуктивную педагогическую деятельность учителям, формирующих коммуникативные УУД школьников. Апробацию системы заданий можно осуществить в процессе исследовательской работы в школе, а результаты исследования представить на научной конференции педагогам школы, на родительском собрании класса.

Категория: Мои статьи | Добавил: Filatova (17.05.2019)
Просмотров: 316 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск