Воскресенье, 25.08.2019, 16:38
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" |RSS
 ТЕХНОЛОГИЯ     В ШКОЛЕ                                                                                                                                                                                  Сайт учителя технологии Филатовой Людмилы Петровны 
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Перед школой поставлены серьезные задачи: «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации». На такой подход к образованию направлен  Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, который на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также  основные психологические  условия и механизмы процесса усвоения знаний.  Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего,  формированием  универсальных учебных действий (УУД).  Стандарт устанавливает три основные группы результатов образования – личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации, они обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими. Рассмотрим более подробно один из видов УУД – коммуникативные.

Определяя актуальность обозначенной темы, приведу мнение кандидата филологических наук О. Егорова: «В школьном уроке принято выделять три функции: обучающую (образовательную), воспитательную и развивающую. Первая обеспечивает получение суммы знаний, вторая формирует образ поведения, третья – навыки самостоятельного мышления. Из этой группы зачастую выпадает четвертая – коммуникативная функция, имеющая важное значение. Хотя от культуры, богатства общения во многом зависит эффективность усвоения знаний, психологическое состояние учеников, влияющее на конечный результат образовательного процесса».

Таким образом, возникшее противоречие определяет проблему изучения,  каковы концептуальные основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий?

 Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия.

Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках

 Цель: осмысление сущности  процесса формирования  коммуникативных учебных действий учащихся  на уроках.

Задачи:

1.Раскрыть содержание   и сущность универсальных учебных действий через изучение научно-методической  литературы

2. Обосновать педагогическое  значение  формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

3. Разработать основные направления развития форм и методов формирования коммуникативных УУД.

4. Рассмотреть некоторые способы достижения формирования коммуникативных УУД в деятельности учащихся и учителя.

5. Провести работу по изучению уровня сформированности коммуникативных УУД.

Методы теоретического уровня: изучение и анализ педагогической   и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.

Рабочая гипотеза: формирование коммуникативных УУД будет осуществляться эффективно, если

-механизм формирования коммуникативной компетенции школьников функционирует благодаря включению учащихся в учебное общение;

-если учение будет основано на деятельностном подходе и обучающийся примет позицию субъекта образования.

-будут сохраняться преемственность с другими образовательными предметами, внеурочной деятельностью, и создаваться условия для самовыражения.

Практическая новизна данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики преподавания учителя в условиях модернизации российского образования, повысить эффективность процесса обучения.

Теоретические аспекты формирования коммуникативных учебных действий

Сущность понятия «универсальные учебные действия» в научной литературе трактуется по-разному. В широком значении сам термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, а также в концепции совместных форм учебных действий и учебного сотрудничества В.В. Рубцова, Г.А. Цукермана и др.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Виды универсальных учебных действий.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Особенности и значение формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата”.

В основе формирования коммуникативных УУД лежит деятельностный подход с учетом психических и возрастных особенностей личности обучающегося.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с ФГОС к коммуникативным учебным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как условие интериоризации, коммуникация как кооперация

 

 Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

 

Организация групповых, парных форм работы помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.

Каким же образом  формировать  коммуникативные УУД?

Состав  и основные направления развития  формирования  коммуникативных УУД.

Содержательным ядром в развитии коммуникативной де­ятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей — длительный процесс, начинающийся ещё в младен­честве и раннем детстве и активно протекающий на протя­жении всего школьного периода. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. Рассмотрим  состав коммуникативных действий, осваиваемых учащимися:

 Общение и взаимодействие с партнёрами по совме­стной деятельности или обмену; способность действовать с учётом позиции другого
и уметь согласовывать свои действия; организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работа в группе (включая ситуации учебного сотруд­ничества и проектные формы работы); следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.

Подростковый возраст считается особо благоприятным пе­риодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем что общение здесь выходит на уровень ведущей дея­тельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин). Интерес к свер­стнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности сверстников. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом за­висит благополучие личностного развития подростка.

Каковы же условия формирования коммуникативных действий?

Формы и виды работы на уроках при формировании коммуникативных действий

В основной школе формы и виды сотрудничества учащихся весьма многообразны и нередко выходят за рамки школы. Однако по-прежнему большие возможности предоставляет организация совместной деятельности школьников на уро­ке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учиты­вать позиции участников и др. Для формирования коммуникативных действий можно предложить ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников (работа в группах или парах).

Для формирования коммуникативных УУД разработаны различные формы проведения уроков способствующие развитию этих универсальных действий: «Интеллектуальный штурм», «Составь задание партнеру»,

 «Отзыв на работу (ответ) товарища», «Диалог», «Групповая работа», «Интервью», «Круглый стол», «Пресс-конференция».

Таким образом, для формирования коммуникативных учебных действий можно предложить ученикам задания, для выполнения которых необходимо эффективное сотрудничество учеников.

Игровые, обобщающие и исследовательские уроки, создание проектов также способствуют формированию у школьников умения общаться друг с другом, слышать друг друга и уважать мнение партнера.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Filatova (17.05.2019)
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск