Воскресенье, 25.08.2019, 16:41
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" |RSS
 ТЕХНОЛОГИЯ     В ШКОЛЕ                                                                                                                                                                                  Сайт учителя технологии Филатовой Людмилы Петровны 
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование новых образовательных технологий в учебном процессе

Формирование коммуникативных учебных действий учащихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на своих уроках. В своей педагогической деятельности я использую такие технологии, как технология сотрудничества и технология проектного обучения. Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения педагога к процессу обучения, изменения стиля поведения так, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет управление обучением.

Задача школы и педагогов освоение и внедрение педагогических технологий, позволяющих достигать гарантированных педагогических результатов.

Обучение в сотрудничестве (автор/авторы, последователи: С.Л. Соловейчик, В.М. Матвеев, И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Б.П. и Л.А. Никитины) рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения. Основные идеи, присущие всем  вариантам организации работы малых групп. – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

1 вариант (обучение в команде)

Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве используют идеологию именно этого варианта. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

2 вариант обучения в сотрудничестве  «Пила»

Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

3 вариант метода обучения в сотрудничестве  «Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой — вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

Основные идеи, присущие всем описанным вариантам — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов группы друг другу.

Продуктивным является и метод учебных проектов (авторы/последователи: Дж. И Э. Дьюи, У.Х. Килпатрик, К. Фрей, Е.С. Полат) как технология развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.  Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы, методика обучения известна, активно применяется многими педагогами). Метод проектов один из  наиболее эффективных методов формирования универсальных учебных действий. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполагания, организации и планирования деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения т.е. основным общеучебным умениям и навыкам. Проектное обучение реализуется мною в рамках урочной деятельности, в рамках  исследовательской деятельности, в рамках внеурочной деятельности.

    За время  работы с ученическими проектами, практика показала, чтобы достичь поставленных целей, учитель обязательно должен совершенствовать рабочие приемы проектного метода обучения и выстроить такой алгоритм выполнения проекта, который позволил ребенку четко представить, что от него требуется, и как он будет действовать по такой схеме: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно выполнить», иными словами, необходимые знания и  правильные ответы на возникающие вопросы ученику нужно добывать  собственными силами - именно  этому и нужно учить в первую очередь, а для этого необходимо использовать в своей практике разнообразные методы и приемы обучения.

 Изучив  и  проведя анализ педагогической   и методической литературы, пришли к выводу, что коммуни­кативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, а её формирование требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контекст как собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.    

         Все вышеперечисленное  позволяет школьникам научиться: излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в том числе, вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

 Организация и ход исследования сформированности   коммуникативных УУД на примере групповой работы учащихся на уроке

        В содержании образования на первый план выходит деятельностная составляющая, те приемы и способы деятельности, определяющие уровень готовности школьника к решению различных задач. А качество образования определяется многообразием видов деятельности, в которых усвоенные знания и умения (приемы и способы деятельности) могут функционировать.

 Приёмы формирования коммуникативных УУД

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов –сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

На практике перед учителем поставлена сложная и важная методическая задача - организовать такую деятельность учащихся, которая обеспечит достижение нового образовательного результата, развитие их личностных качеств и готовности применять географические знания в жизни и практической деятельности. Решить новые задачи школьного географического образования сможет учитель, для которого значимой является не «знаниевая» модель обучения, а личностно ориентированная модель субъект-субъектного сотрудничества, в которой педагог меняет классическую позицию «над обучаемым» на позицию «вместе с обучаемым».

 На уроке учитель не просто излагает учебный материал, проверяет усвоенное содержание, задает вопросы, а организует деятельность учащихся с различными источниками информации, направляет процесс познания, формулирует познавательные задачи и оказывает помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создает ситуации взаимодействия и понимания ценностей и смыслов. В  своей работе учитель  старается  создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы возможно было определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на неё.  В связи с этим для формирования умений этой группы учителю целесообразно использовать  групповую работу, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности – группы сотрудничающих между собой учащихся.

Формировать коммуникативные умения работы в парах начинать нужно  постепенно, поэтапно - чтобы у ребят возникла  потребность работать сплочённо, и  прежде чем сделать работу, надо согласовать действия в команде, а взаимодействие в парах организовывается  по типу простой коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала);групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы
в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное
выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового
задания);заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах,
анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой
работе и достижении поставленной цели).

При выполнении задания в группе учащиеся действуют по определённому алгоритму.

  На первых порах учитель акцентирует внимание учеников на каждом шаге алгоритма, для того чтобы работа в группе была организованным взаимодействием, при котором ребята учатся слышать друг друга, выражать свою точку зрения по проблеме, выражать общее решение,
распределять роли в группе, понимать, что результат работы группы
зависит от каждого из них. Алгоритм работы группы, описание  возможных действий учащихся в ходе групповой работы и формируемые коммуникативные умения показан в таблице 1 

Таблица 1

Этап групповой работы

Действия учащихся  в ходе  групповой работы

Формируемые коммуникативные умения

Повторения задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания

Учитель проговаривает задание, после чего задаёт вопрос: «Всем понятно задание?». Если кому-то из детей  требуется  пояснения. Учитель должен сказать: «Лена, объясни Ване, что нужно сделать с этим заданием».

Донести свою позицию до других

Анализ условия (определение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи)

Учитель: «Каких знаний нам не хватает для решения задачи?»

Дети высказывают свои мнения

Донести свою позицию до других

Выдвижение версий  всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы)

Учитель: «Как предлагаете действовать?».  Школьники высказывают  свои версии.

Учитель: « Вы согласны с Валей? Петя, как ты понял мысль Вали?»

-Высказывать свою точку зрения;

-обосновывать свою точку зрения, приводя аргументы;

-слушать других;

-принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения заданий

Учитель: «У нас две версии. Дадим обоснование каждой». Дети  доказывают свои версии.

-Уважительно относиться  к позиции другого;

-договариваться;

-слушать других;

-принимать другую точку зрения.

Совместное принятие решений

Учитель: «И так версия вашей группы»

Договариваться

Анализ решения задачи, его оформление

Учитель: «Задание было следующим:… наше решение…»

Осуществлять самоанализ

Проговаривание в группе  выступление спикера

Учитель: «Спикер, проговори, пожалуйста, свое выступление»

Строить монологическое  высказывание, обобщая разные точки зрения

Представление решения спикером

Выступление спикера группы с презентацией решения задачи.

-Выступать публично с монологической речью;

-отвечать на вопросы учителя, учащихся из других групп

   Групповая работа  учащихся на уроках  активно входит  в деятельность педагогов. Это  замечательно тем, что на таком уроке    нет зрителей и пассивных слушателей, все являются активными его участниками: самостоятельно обнаруживают  и формулируют учебную проблему;  определяют цель учебной деятельности;работают с текстом, картой с целью поиска необходимой информации; осуществляют взаимный контроль и правильность формулировки понятий;слушают и понимают речь других, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  Начиная работу с пятиклассниками в 2015/2016 учебном году, выделила для себя ряд проблем: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; невысокий уровень развития основных мыслительных операций; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

     Обдумывая эти проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.  Поэтому, начиная с первого полугодия, вовлекала учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал  социально-образовательный  проект «Подарок для мамы » http://пятаяшкола.рф/novosti/den-materi-672.html. Социально-образовательный проект не должен быть искусственным, «игрушечным». Он должен иметь адресата и соци­ального заказчика (пусть даже номинального — вне догово­ра), то есть быть реально востребованным. Встраивание образовательного проекта в систему социальных связей и деятельностей — это особый процесс, который должен сопро­вождаться как образовательными, так и организационно-управленческими средствами. Такой проект был  реализован в младшей группе детского сада нашей школы. Проект построен на тематике, эмоционально близ­кой каждому ребенку. Это повод для общения с мамой, бабушкой,  с другими членами семьи, которые могут в процессе работы ребенка над проектом рассказать об истории игрушек, о тех  игрушках,  в которые играли они сами.

Методическая разработка «Образовательное событие «Волшебный подарок для мамы»» разработанная мною на основе этого проекта приняла участие в областном конкурсе методических разработок и заняла второе место, а затем все мероприятие было реализовано на   открытом городском мероприятии для  учителей технологии: http://пятаяшкола.рф/v-pomosch-uchitelyu.html.

 В методических разработках тематических мероприятий «Волшебный подарок для мамы» для 5-6 классов и «В историю одежды малочисленных народов Дальнего Востока (эвенков)» для 8 классов, на уроках в 7 классе по теме «Влияние экологических факторов на городскую экосистему»: http://пятаяшкола.рф/novosti/-vlijanie-yekologicheskih-faktorov-na-go.html,

и в 10 классе по теме «В поисках «королевы энергетики», «царицы плодородия», и «черного золота»: http://пятаяшкола.рф/novosti/gorodskoi-seminar-shkolnyh-komand.html, можно поэтапно посмотреть, какие  универсальные  учебные действия формируются  на каждом этапе урока.

Ценность групповой  работы учащихся на уроке в том, что она создает целостное единство         образовательного процесса и его содержание, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного  в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В групповой  работе  ребят  также представлена целостная картина  формирования коммуникативных УУД:

-развитие навыков коммуникации при работе в группе;

- договариваться о правилах общения и поведения;

-развитие умения работать с различными источниками географических знаний;

-оформлять свои мысли в устной  форме, и уметь презентовать свое выступление, в различных программах используя ИКТ;

- обмен результатами мыследеятельности.

А как итог формирование личностных качеств ребенка –  таких как работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это контактность, творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. В сентябре 2018 года проведено городское методическое объединение учителей технологии , где мои воспитанники учащиеся 8 класса провели для детей с ОВЗ мастер – класс «Фоамиран –современный материал для детского творчества»: http://пятаяшкола.рф/novosti/tvorcheskii-desant-provodit-master-klass.html.

Анализ и оценка результатов исследовательской работы

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Filatova (17.05.2019)
Просмотров: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск