Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Нас очень сильно заинтересовал вопрос, почему увидев людей одетых в русский народный костюм, танцующих или поющих, очень хочется самим пойти в пляс или спеть песню. Ответить на этот вопрос мы сразу не смогли, поэтому решили поискать ответ в историческом прошлом русского костюма. В наше время постепенно исчезает мастерство и искусство изготовления изделий декоративно - прикладного творчества, поэтому изучение традиций, культуры народов, которое передавалось из поколения в поколение, становится актуальным и значимым.
Проблема эстетической ценности народного искусства является одной из сложных и существенных проблем в человеческом понимании мира.
Выбор темы проекта «Русский народный костюм в 21 веке» обусловлен еще и тем, что хочется приложить все усилия, не только чтобы сохранить самобытность наших предков, но и внести свои идеи, узнать, как влияет история развития русского народного костюма на современный костюм. Основной целью своей работы мы ставим возрождение национальных традиций в современном мире и воспитание любви к Родине, родному краю.
Объектом исследования является изучение роли русского национального костюма в жизни человека.
Предметом исследования русский костюм.
Академик Д. С. Лихачёв говорил о том, что человек как личность не состоится, если он не познал и не осмыслил национальные истоки. Именно ему принадлежит высказывание, что «народ, не знающий своих корней, обречён на вымирание».
Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
А на подоле, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы , янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока — убор молодицы,
Косник , венец — украшенье девицы,
Сборник, повойник — убор для старухи...
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Колдовская сила русского костюма так велика, что, как нам кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм и сейчас. Фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду. Принципы композиционного построения народного костюма - четкость форм, логичность конструкции, подчинение декора форме, функции, материалу, конструкции - для специалиста сегодня является примером дизайнерского подхода к созданию современных образцов модели.
Где сейчас используют национальные костюмы- это конечно фольклорные коллективы. Они выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды. Как продукт нашего проекта мы вам представляем русский народный танец в современной обработке в костюмах, выполненных из тканей с национальным орнаментом.
Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга их невозможно отделить. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой» (читать далее).
|